«Наставничество»

Система (целевая модель) наставничества Херсонской области ориентирована на реализацию федерального проекта «Современная школа».
Региональным оператором, обеспечивающим информационно-аналитическое, научно-методическое, учебно-методическое, организационное, информационное, технологическое сопровождение реализации системы (целевой модели) наставничества Херсонской области выступает ГБОУ ДПО ХО «Херсонская Академия непрерывного образования».
Цель системы (целевой модели) наставничества — создание системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий и механизмов развития наставничества в образовательных учреждениях муниципальных округов Херсонской области для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения педагогических работников, самореализации и закрепления в профессии, включая молодых учителей.
Система (целевая модель) наставничества Херсонской области проходит следующие этапы апробации, внедрения и реализации:
1 этап – подготовительный (май – декабрь 2023 года).
2-й этап – опытно-экспериментальный (январь – май 2024 года, пилотные образовательные учреждения муниципальных округов Херсонской области).
3-й этап – рефлексивный (июнь – август 2024 года).
4-й этап – внедренческий-основной (сентябрь 2024 года – октябрь 2025 года, образовательные учреждения муниципальных округов Херсонской области).
5-й этап – заключительный (ноябрь – декабрь 2025 года).
Формами наставничества в образовательных учреждениях муниципальных округов Херсонской области являются:
виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др. (позволяет дистанционно сформировать пары «наставник – наставляемый», обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, что делает наставничество доступным для широкого круга лиц);
наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек);
краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты (наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей);
реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса;
ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них, обеспечивая немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного;
скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого (наставляемых) с наставником более высокого уровня (профессионалом /компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом опытом (такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый» («равный – равному»);
традиционная форма наставничества («один-на-один») – взаимодействие между более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени;
«учитель – учитель» – реализация системы (целевой модели) наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «учитель – профессионал – учитель, вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения».
В целях популяризации роли наставника и повышения его статуса на региональном уровне предусмотрены такие меры, как организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников; регионального заочного конкурса «Наставничество в действии»; регионального заочного конкурса профессионального мастерства «Наставник года»; создание региональных
Совета / Ассоциации педагогов-наставников.

Приложения